Что в первую очередь ассоциируется у игроков со словом «варгейм»? Пошаговые бои, многочасовые партии, неспешное планирование и куча расчётов. Так вот, в недавно вышедшей игре Wargame: Европа в огне от разработчиков RUSE ничего этого нет. Потому что это не варгейм в классическом его понимании, а просто игра про войну. Про третью мировую войну.
Армагеддон
Конец двадцатого века, холодная война. Весь мир застыл в хрупком равновесии, которое не стремятся нарушать ни НАТО, ни Варшавский договор. Однако, как путь в тысячу ли начинается с одного шага, так и война между двумя блоками идеологических противников началась с мелкого, незначительного события – через Берлинскую стену перебрался какой-то отчаянный парень, убив при этом охранника, а приютившая его ФРГ выдавать преступника отказалась. В ответ на такую наглость войска ГДР начали вторжение. А потом события развивались, как снежный ком – на помощь ФРГ пришли войска США, забуксовавшую армию ГДР поддержал Советский союз. Эскалация конфликта не останавливалась, и вскоре весь мир вспыхнул адским пламенем глобальной войны.
Таков, если вкратце, сюжет игры. На протяжении четырёх кампаний игрокам предстоит по очереди брать под свой контроль войска обеих противоборствующих группировок, принимая посильное участие в разворачивающейся трагедии. Историю нельзя назвать шедевральной, но она качественно проработана, интересна и сумела не скатиться до развесистой клюквы, как в World in Conflict, например.
Будни генералов
С упомянутой World in Conflict игру роднит довольно многое – по крайней мере, на первый взгляд. Тот же игровой процесс, основанный на захвате дающих очки позиций на карте и покупке за эти очки подкреплений, примерно тот же временной период, не меньшее разнообразие исторически реалистичных войск… Но всё это лишь на первый взгляд. Стоит посмотреть внимательнее, и замечаешь кардинальные отличия. Например, камера. Поворот колёсика мышки – и вы смотрите на поле боя с высоты полёта самолёта-разведчика, осматривая всю карту целиком и воспринимая отряды в виде условных обозначений родов войск. Поворот колёсика в другую сторону – и вы уже любуетесь садовыми гномиками во дворе деревенского дома и можете пересчитать заклёпки на броне танка. Подобная масштабируемость напоминает уже скорее о Supreme Commander и RUSE.
Аэродром в густом лесу - чего только не придумают эти параноики-немцы. |
Причём, несмотря на такую глобальность, разработчики сумели сделать игру чертовски красивой и детальной. Достаточно лишь посмотреть на пылающий после обработки огнемётами лес, разнесённый артобстрелом городок или едущие по пшеничному полю танки, оставляющие за собой полосы помятых колосьев, чтобы проникнуться искренним уважением к создавшим такую красоту.
До этого милого домика пожар ещё не добрался. |
Другая важная особенность – необходимость открывать новые виды войск за звёзды, получаемые при поднятии своего уровня в мультиплеере и при прохождении кампании. Всего в игре восемь народов, разделённых на две стороны конфликта – НАТО и Варшавский договор. На стороне НАТО выступают США, Франция, Британия и ФРГ, на стороне Варшавского договора – СССР, Чехия, Польша и ГДР. У каждой страны свои уникальные войска, хотя количественно и качественно СССР и США обставляют всех остальных. Что логично, в общем-то. Нельзя одновременно использовать войска обеих сторон, а вот отряды наций, входящих в одну группировку, комбинировать можно и нужно. Дело в том, что перед боем требуется создать собственную «колоду», определяющую, какие войска вы сможете выставить на поле. И на каждый род войск (танки, пехоту, разведчиков, машины поддержки и так далее) можно выбрать лишь пять наименований. Более того, надо помнить, что количество подкреплений ограничено – например, лучших советских танков на бой дают всего два. К счастью, на помощь приходят модели машин, которые надо исследовать отдельно, но в лимит «пять наименований на род войск» они не засчитываются. В результате, беря с собой на бой, допустим, полностью прокачанные танки Т-80, вы получаете ещё и доступ ко всем их модификациям, увеличивая эффективное количество доступных танков в несколько раз.
После такой бойни вражеской авиации уже можно не опасаться - её нет. |
Может показаться, что подход с необходимостью прокачки ставит новых игроков в неудобное положение – в мультиплеере с начальной колодой делать абсолютно нечего. Однако это не совсем так. Собрать вполне эффективный комплект войск можно, пройдя всего две-три миссии кампании – которые, по сути своей, служат обучением, так что пройти их стоит всем. А дальнейшая прокачка уже даст возможность экспериментировать в поисках ещё более эффективной и интересной сборки – благо, разнообразие войск впечатляет. Средние, тяжёлые, огнемётные и экспериментальные танки, ракетная и ствольная артиллерия, ракетные, ствольные и комбинированные системы ПВО, пехота с самым разным вооружением и на всех возможных БТРах и БМП, истребители танков с ракетами и пушками, вертолёты-разведчики, вертолёты-транспорты, боевые вертолёты и вертолёты ПВО… Фактически всё, о чём только можно было подумать, разработчиками реализовано – разве что самолётов нет.
Советские зенитки безуспешно маскируются под мирные тракторы. |
А ведь нельзя забывать ещё и о том, что у большинства отрядов есть несколько видов вооружения для разных задач, разное бронирование спереди, сзади, с боков и сверху, разная дальность хода и количество боеприпасов… А ещё у войск есть мораль, которая резко снижается под непрерывным огнём и может привести к бегству, и различные критичные неполадки случаются – типа застрявшей в грязи при езде по бездорожью гусеницы, обездвиживающей танк на пару минут, или же разбитого выстрелом компьютера наведения, резко снижающего точность стрельбы. Ну и для полного счастья, войска ещё и уровни понемногу набирают, убивая врагов или же просто выживая под обстрелом, становясь при этом храбрее и начиная стрелять точнее. Глубина проработки просто поражает.
Застрявший в болотах грузовик - лёгкая добыча. |
Карты в игре хорошо сбалансированы – обычно хватает и полей со степями, по которым могут весело покататься танки, и лесов с городами, где может спрятаться и окопаться пехота, и удобных для разведки холмиков с чахлыми кустиками, в которых разведмашинки становятся почти невидимы. В целом игра всё же располагает к обороне – очень уж быстро гибнут даже самые мощные и тяжёлые войска, попавшие под перекрёстный огонь из засад, которые разведчикам обнаружить зачастую проблематично. Однако и эшелонированная оборона – не панацея, если на поле боя выезжают системы залпового огня.
После удара бога войны любая местность начинает напоминать поверхность Луны. |
Поэтому для победы требуется грамотная координация действий разных видов войск – пехота окапывается в лесах и городах, разведывательные машинки и вертолёты обеспечивают информацию о расположении противника, артиллерия прочёсывает укрепрайоны, авиация наносит точечные удары по вражеским порядкам после подавления ПВО, танковые клинья пробивают бреши на критичных направлениях, высаженный в тылу десант уничтожает незащищённые транспорты и артиллерийские установки, а ещё важно наладить бесперебойное снабжение войск топливом, запчастями и боеприпасами, захватить побольше командных позиций, защититься от налётов вражеских вертолётов… В общем, происходящее действительно похоже на настоящие военные операции.
А ещё здесь очень красивые пейзажи. |
Резюмируя, могу сказать следующее: Wargame: Европа в огне – это умная, красивая, неторопливая и увлекательная стратегия, в которой главную роль играют не навыки микроконтроля, а умение мыслить глобально и держать под контролем ситуацию на поле боя в целом. Рекомендую.